Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Вывод на терминал - Рисование точки на экране (монохромный, цветной и PCjr)
ОГЛАВЛЕНИЕ
4.4.2 Рисование точки на экране (монохромный, цветной и PCjr).
Вследствие организации графической информации в видеобуфере
вывод одной точки подразумевает изменение отдельных битов памяти.
Режимы двух, четырех и шестнадцати цветов требуют, чтобы для
установки характеристик одной точки были изменены один, два и
четыре бита соответственно. Эти операции могут требовать огромно-
го количества процессорного времени, о чем свидетельствует то,
что большинство графического программного обеспечения работает
очень медленно. Тщательное обдумывание часто позволяет сразу
установить все биты одного байта, а не обращаться к одному и тому
же байту 4 или 8 раз. Имейте это ввиду, и не следуйте слепо при-
веденной здесь технике поточечного вывода.
Высокий уровень.
Бейсик предоставляет операторы PSET и PRESET для изменения
цвета отдельной точки. Эти имена образованы от PointSET (установ-
ка точки) и PointRESET (сброс точки). Они очень похожи. За обоими
должны следовать координаты столбца и строки, указываемой точки,
заключенные в скобки. Отметим, что координаты следуют в порядке
x,y - т.е. сначала идет столбец, а затем строка; этот порядок
обратный по отношению к порядку оператора LOCATE, который пози-
ционирует текст на экране. PSET(50,80) или PRESET(50,80) устанав-
ливают цвет точки в столбце 50 и строке 80. За оператором PSET
может следовать код цвета, который лежит в диапазоне, определяе-
мом текущим режимом экрана. Если код цвета не указан, то исполь-
зуется максимальный номер кода, который допустим для данного
режима. В PRESET цвет не указывается. Он всегда возвращает точке
цвет фона (код 0). Например:
100 PSET(100,180),3 'установка цвета 3 текущей палетты
110 PRESET(100,180) 'изменение цвета точки на фоновый
PSET и PRESET обычно используют систему координат, в которой
левый верхний угол экрана имеет координаты 0,0. Оператор WINDOW
позволяет Вам переопределить систему координат так, что например,
координаты левого верхнего угла будут -100,100, центра экрана -
0,0, а правого нижнего угла - 100,-100. Для этого случая надо
записать оператор в виде WINDOW(-100,100)-(100,-100). (Новые
координаты не будут влиять на систему координат 25*80 (или
25*40), в которой оператор LOCATE позиционирует символы на графи-
ческом экране [4.2.1].)
Как и в операторе LINE [4.4.5], первое число каждой пары в
скобках указывает горизонтальную координату (по оси x). Координа-
ты могут быть как положительными, так и отрицательными, лишь бы
они не были равными. Левому краю экрана всегда присваивается
меньшее число (которое может быть большим отрицательным). Таким
образом, даже если Вы поменяете координаты в примере и запишете
оператор WINDOW(100,-100)-(-100,100), то значение -100 будет
взято для левой границы экрана.
Второе число каждой пары координат определяет границы экрана
по вертикали. И опять, меньшее значение будет относиться к нижней
границе экрана, независимо от того, в какой паре координат оно
указано. Большее положительное значение (или меньшее из двух
отрицательных) присваивается в качестве значения оси y для верх-
ней строки экрана. Направление увеличения значений может быть
обращено, с тем чтобы максимальные значения соответствовали низу
экрана и наоборот. Надо просто добавить к оператору слово SCREEN,
например, WINDOW SCREEN(-100,100)-(100,-100).
Программа может указывать точки, относящиеся к области за
пределами координат экрана. Например, центр окружности может
находиться за пределами экрана, с тем чтобы видна была только
часть дуги. Отметим, что координаты, указываемые оператором WIN-
DOW могут непрерывно изменяться при изменении масштаба или угла
зрения на объект. Изображение должно перерисовываться, а иногда
стираться, при изменении координат окна.
Оператор PMAP преобразует координаты от обычной физической
системы координат к "мировой" системе, устанавливаемой оператором
WINDOW. PMAP использует четыре кодовых номера:
0 преобразует x из "мировой" системы в физическую
1 преобразует y из "мировой" системы в физическую
2 преобразует x из физической системы в "мировую"
3 преобразует y из физической системы в "мировую"
Оператор имеет форму PMAP(позиция,код). Например, предположим,
что Вы установили систему "мировых" координат оператором WINDOW.
Координаты левого верхнего угла экрана (-100,100), а правого
нижнего - (100,-100). Какая будет позиция центральной точки экра-
на (0,0) при использовании обычной физической системы 320*200, в
которой левый верхний угол имеет координаты 0,0? Чтобы найти X
напишите X = PMAP(0,0), а Y - напишите Y = PMAP(0,1). Вы получите
значение X = 160, а Y = 100.
Средний уровень.
Функция CH прерывания 10H устанавливает точку. DX содержит
строку, а CX - столбец, оба отсчитываемые от 0. Код цвета поме-
щается в AL. Отметим, что содержимое AX будет разрушено при вы-
полнении прерывания. Если Вы используете это прерывание в цикле,
то не забудьте сохранить AX на стеке и каждый раз восстанавливать
его.
;---вывод точки с координатами 100,180
MOV AH,0CH ;функция установки точки
MOV AL,3 ;выбираем цвет 3 палетты
MOV CX,100 ;строка
MOV DX,180 ;столбец
INT 10H ;выводим точку
;---стираем точку
MOV AH,0CH ;восстанавливаем функцию
MOV AL,0 ;используем для стирания фоновый цвет
MOV DX,100 ;строка
MOV CX,180 ;столбец
INT 10H ;стираем точку
В то время как цвет палетты помещается в младшие биты AL,
старший бит также имеет значение. Если он равен 1, то над цветом
производится операция исключающего ИЛИ с текущим цветом. Напом-
ним, что операция исключающего ИЛИ устанавливает бит только в том
случае если из двух сравниваемых битов установлен только один.
Если оба сравниваемые бита равны 1 или оба равны 0, то результат
будет 0. Для двухцветного режима это означает, что такая операция
обращает установку бита. Если эту операцию применить ко всем
точкам экрана, то будет обращен весь экран. В четырех- и 16-цвет-
ном режимах, с другой стороны, области экрана могут менять свои
цвета. Например, пусть в 4-цветном режиме умеренного разрешения
область занята точками либо цвета 1 палетты (установка битов 01B)
или цвета 2 палетты (10B). Что произойдет, если применить ко всем
точкам этой области операцию исключающего ИЛИ с 11B? 01B перейдет
в 10B, а 10B перейдет в 01B - цвета будут обращены.