Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Вывод на терминал - Установка/проверка режима дисплея
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страница 3 из 47
4.1.2 Установка/проверка режима дисплея.
Монохромный адаптер поддерживает один режим терминала, цветной
графический - семь, PCjr - десять, а EGA - двенадцать. Система
PCjr более гибкая, чем монохромный или цветной адаптеры, посколь-
ку она предоставляет широкий выбор цветов в режимах с двумя и
четырьмя цветами, а также серые тени в черно-белом режиме. EGA
еще более сложен, поддерживая палетту из 64 цветов, графику на
монохромном дисплее и вывод в 43 строки. Ниже приведен перечень
различных режимов:
Номер Режим адаптеры
0 40*25 (320*200) B&W алфавитноцифровой цветной, PCjr, EGA
1 40*25 (320*200) цветной алфавитноцифровой цветной, PCjr, EGA
2 80*25 (640*200) B&W алфавитноцифровой цветной, PCjr, EGA
3 80*25 (640*200) цветной алфавитноцифровой цветной, PCjr, EGA
4 320*200 4-цветная графика цветной, PCjr, EGA
5 320*200 B&W графика (4 тени на PCjr) цветной, PCjr, EGA
6 640*200 B&W графика цветной, PCjr, EGA
7 80*25 (720*350) B&W алфавитноцифровой монохромный, EGA
8 160*200 16-цветный графика PCjr
9 320*200 16-цветный графика PCjr
A 640*200 4-цветный графика PCjr
B зарезервирован для EGA
C зарезервирован для EGA
D 320*200 16-цветный графика EGA
E 640*200 16-цветный графика EGA
F 640*350 4-цветная графика на монохромном EGA
10 640*350 4- или 16-цветная графика EGA
EGA разрешает иметь 8 страниц в режиме 7 - стандартном монох-
ромном текстовом режиме. Режимы 0-6 полностью совместимы, исполь-
зуя память одинаковым образом. При условии, что переключатели на
EGA установлены для работы с улучшенным цветным дисплеем фирмы
IBM, традиционные текстовые режимы выводятся с высоким разреше-
нием, используя рисунок символов, состоящий из 8*14 точек, а не
обычные 8*8.
BIOS хранит однобайтную переменную по адресу 0040:0049, в
которой содержится номер текущего режима. Байт по адресу
0040:004A дает число символов в строке в текстовом режиме.
Высокий уровень.
Бейсик использует операторы SCREEN и WIDTH для управления
режимом экрана. PCjr использует эти операторы несколько другим
способом, чем монохромный и цветной адаптеры, и это будет обсуж-
даться ниже. Один оператор SCREEN устанавливает режим для цветно-
го адаптера. За оператором стоит номер кода, устанавливающий
разрешение, где:
0 текстовый режим
1 графический режим среднего разрешения
2 графический режим высокого разрешения
SCREEN 1 устанавливает графический режим среднего разрешения.
Второй параметр включает и выключает цвет. Этот параметр не имеет
смысла для режима высокого разрешения на цветном адаптере, пос-
кольку разрешен только черно-белый режим. Для текстовых режимов 0
в качестве второго параметра выключает цвет, а 1 - включает.
Оператор SCREEN 0,0 устанавливает текстовый черно-белый режим.
Для графического режима ситуация обратная: 0 - включает цвет, а 1
- выключает. Поэтому оператор SCREEN 1,1 устанавливает черно-бе-
лый графический режим среднего разрешения.
Все режимы первоначально показываются черно-белыми. Оператор
COLOR (см. [4.1.3]) должен быть использован, чтобы закрасить
экран фоновым цветом. В графическом режиме одного оператора COLOR
достаточно, чтобы изменить весь фон на указанный цвет. Но для
текстового режима Вы должны после оператора COLOR использовать
оператор CLS.
В текстовых режимах в строке может быть 40 или 80 символов.
Для установки требуемого числа символов в строке надо использо-
вать оператор WIDTH. WIDTH 40 дает 40 символов в строке, а WIDTH
80 - 80. Другие значения недопустимы. Если оператор WIDTH исполь-
зуется в графическом режиме (SCREEN 1 или SCREEN 2), то WIDTH 40
переводит экран в режим среднего разрешения, а WIDTH 80 - в режим
высокого разрешения. Вот несколько примеров:
100 SCREEN 0,1: WIDTH 40 'цветной текстовый режим с 40 символами
100 SCREEN 0,1: WIDTH 40 'цветной дисплей как монохромный
100 SCREEN 0,1: WIDTH 40 'цветная графика среднего разрешения
.
.
500 WIDTH 80 'переводим в режим высокого разрешения
Монохромный монитор может быть переведен в режим 40 символов в
строке операторами SCREEN 0: WIDTH 40. Для восстановления режима
с 80 символами введите WIDTH 80. В режиме с 40 символами они
сохраняют свою обычную ширину, поэтому будет использоваться толь-
ко левая часть экрана. Строка переносится после 40-го столбца и
невозможно поместить курсор в правую половину экрана с помощью
оператора LOCATE. CLS чистит только левую часть экрана. Трудно
представить программу, которая использовала бы это свойство, но
оно действительно позволяет программе принимать ввод (скажем,
через оператор INPUT), в то время как пользователь продолжает
печатать в левой половине экрана, оставляя правую половину экрана
для возможной корректировки вводимой информации. При этом любой
вывод в правую половину экрана возможен только прямого обращения
к памяти дисплея, как объяснено в [4.3.1].
PCjr использует в Бейсике 7 номеров режимов:
Номер Режим
0 текстовый режим, ширина может быть 40 или 80
1 4-цветная графика среднего разрешения
2 2-цветная графика высокого разрешения
3 16-цветная графика низкого разрешения
4 4-цветный режим среднего разрешения
5 16-цветный режим среднего разрешения
6 4-цветная режим высокого разрешения
Последние четыре режима требуют дискетты с Бейсиком. Размер
страницы определяет количество памяти, требуемое для одного экра-
на (дисплейные страницы обсуждаются в [4.5.3]). Программа должна
отвести соответствующее количество памяти перед установкой режи-
ма. Это делается оператором CLEAR. За оператором CLEAR должны
следовать три числа, определяющие отводимую память, третье из
этих чисел устанавливает размер видеобуфера (первые два параметра
обсуждаются в [1.3.1]). Например, размер для видеобуфера 16K,
устанавливаемый по умолчанию, выделяется командой CLEAR ,,16384.
К сожалению, размер видеобуфера указывается в байтах, поэтому он
не равен круглому числу типа 4000 или 32000, а равен 4096 или
32768. Помните, что 2K = 2^11, 4K = 2^12, 16K = 2^14, а 32K =
2^15. Для выделения трех страниц по 16K, введите CLEAR ,,3*2^14.
Этот оператор должен помещаться в самом начале программы, пос-
кольку при использовании оператора CLEAR все переменные очищают-
ся. Отметим также, что при создании нескольких страниц, страница
0 начинается с младших адресов памяти.
К моменту выхода этой книги Бейсик не поддерживает дополни-
тельные режимы терминала EGA. В [4.3.3] приведена подпрограмма на
машинном языке, которая позволит Вам установить эти режимы.