Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Вывод на терминал - Установка курсора в абсолютную позицию
ОГЛАВЛЕНИЕ
4.2.1 Установка курсора в абсолютную позицию.
Для курсора могут быть установлены абсолютные координаты или
координаты относительно его текущей позиции [4.2.2]. Абсолютные
координаты могут меняться в пределах 25 строк и 80 (иногда 40)
столбцов. Языки высокого уровня обычно отсчитывают координаты
экрана, начиная с 1, и таким образом позиция левого верхнего угла
1,1. Язык ассемблера всегда начинает отсчет с нуля и позиция
левого верхнего угла 0,0.
Высокий уровень.
Бейсик нумерует строки от 1 до 25, а столбцы от 1 до 80. Фор-
мат оператора LOCATE, который устанавливает позицию курсора та-
кой: LOCATE строка,столбец. Если установки курсора не делается,
то он переходит в первую позицию строки после ввода возврата
каретки, а сдвиг экрана начинается после того, как будет заполне-
на 24-я строка. Чтобы вывести в 25-ю строку Вы должны использо-
вать LOCATE (предварительно очистив эту строку с помощью KEY
OFF). Для отмены автоматического сдвига экрана в строках 24 и 25
надо завершать оператор PRINT точкой с запятой (чтобы отменить
сдвиг в позициях 24,80 и 25,80 надо использовать прямое отображе-
ние в память [4.3.1]). Ниже приведен пример рисования вертикаль-
ной черты с помощью одного из символов псевдографики в центре
экрана.
100 FOR N = 1 TO 25 'повтор для каждой строки
110 LOCATE N,40 'установка курсора в середину строки
120 PRINT CHR$(186); 'печатаем вертикальную черту
130 NEXT 'переход к следующей строке
Когда используется несколько дисплейных страниц, то оператор
LOCATE действует на текущей активной странице памяти. Если стра-
ница, выводимая в данный момент на монитор, не активна, то поло-
жение курсора на экране не меняется. Отметим, что Бейсик имеет
собственную переменную, хранящую текущее положение курсора. Если
Вы подключите ассемблерную подпрограмму, которая изменит положе-
ние курсора, то Бейсик проигнорирует новую позицию курсора, когда
ему будет возвращено управление.
Средний уровень.
Операционная система предоставляет два способа позиционирова-
ния курсора в абсолютную позицию на экране. Функция 2 прерывания
10H устанавливает курсор, относящийся к указанной странице памя-
ти. Страницы нумеруются начиная с нуля и для монохромного дисплея
номер страницы (находящийся в BH) должен всегда быть равным 0.
DH:DL содержат строку и столбец, которые тоже нумеруются с 0.
Курсор меняет свое положение на экране только если установка
курсора относится к текущей активной странице.
;---установка курсора в строку 13, столбец 39
MOV AH,2 ;номер функции
MOV BH,0 ;номер страницы
MOV DH,13 ;строка
MOV DL,39 ;столбец
INT 10H ;позиционируем курсор
Второй метод позиционирования курсора состоит в использовании
специального драйвера устройства ANSI.SYS, который должен быть
загружен при старте системы. В приложении Д даны необходимые
сведения. Для вывода строки, содержащей информацию о строке и
столбце используется функция 9 прерывания 21H. Строка начинается
с символа Esc (ASCII 27), а завершается символом ограничителем $.
Формат строки Esc[строка,столбецH$, где строка и столбец нуме-
руются от нуля, а Esc обозначает код ASCII 27. Например, строка
27,'10;60H$' устанавливает курсор в строку 10, столбец 60.
Хотя такой метод кажется излишне сложным, но он оказывается
очень удобным при выводе ряда строк на экран, так как Esc-после-
довательность обрабатывается как одна из строк набора. В данном
примере три строки сообщения разбросаны по всему экрану.
;---в сегменте данных
POSITION_1 DB 27,'[10;30H$'
STRING_1 DB 'There are two options:$'
POSITION_2 DB 27,'[13;32H$'
STRING_2 DB '(1) Review part 1$'
POSITION_3 DB 27,'[15;32H$'
STRING_3 DB '(2) Move on to part 2$'
;---печать строк
MOV AH,9 ;номер функции вывода строки
LEA DX,POSITION_1 ;1-я строка позиционирования курсора
INT 21H ;позиционируем курсор
LEA DX,STRING_1 ;1-я текстовая строка
INT 21H ;вывод строки
LEA DX,POSITION_2 ;и т.д.
INT 21H ;
LEA DX,STRING_2 ;
INT 21H ;
LEA DX,POSITION_3 ;
INT 21H ;
LEA DX,STRING_3 ;
INT 21H ;
Низкий уровень.
Регистры 14 и 15 микросхемы 6845 хранят положение курсора. Вы
можете изменить их значение и курсор передвинется в соответствую-
щую позицию экрана, но прерывания вывода на экран DOS и BIOS
будут игнорировать Вашу установку и вернут курсор в старое поло-
жение. Это происходит потому, что каждый раз при вызове этих
прерываний, они восстанавливают регистры курсора, используя
2-байтное значение, хранящееся в области данных BIOS. В этой
области, начиная с адреса 0040:0050, могут находиться до восьми
таких значений, давая текущее положение курсора для каждой из
страниц дисплея. Процедура низкого уровня должна модифицировать и
эти значения, чтобы изменить состояние курсора полностью.
Позиция курсора хранится в регистрах 14 и 15 как число от 0 до
1999, что соответствует 2000 (25*80) позициям экрана. Не спутайте
эту систему нумерации с позициями видеобуфера от 0 до 3999, где
каждый символ сопровождается еще байтом атрибутов (для получения
эквивалентного указателя на позицию курсора надо сдвинуть указа-
тель видеобуфера на 1 бит вправо). Обращаем также Ваше внимание,
на то, что не надо менять местами старший и младший байты: в
регистре 14 - старший, а 15 - младший.
;---в программе
MOV BL,24 ;строка в BL (0-24)
MOV BH,79 ;столбец в BH (0-79)
CALL SET_CURSOR ;вызов процедуры
;---процедура установки курсора
SET_CURSOR PROC
;получаем доступ к регистру младшего байта
MOV DX,3B4H ;порт адресного регистра 6845
MOV AL,15 ;выбираем регистр 15
OUT DX,AL ;посылаем запрос
;вычисление позиции курсора
MOV AL,80 ;умножаем номер строки на 80
MUL BL ;в AX - номер строки, умноженный на 80
MOV BL,BH ;переносим номер столбца в BL
SUB BH,BH ;распространяем BL на BX
ADD AX,BX ;вычисляем позицию курсора
;посылаем младший байт результата
INC DX ;адресуем управляющий регистр
OUT DX,AL ;посылаем младший байт
;получаем доступ к регистру старшего байта
MOV AL,14 ;номер требуемого регистра
DEC DX ;восстанавливаем порт адресного регистра
OUT DX,AL ;посылаем запрос
;посылаем старший байт результата
INC DX ;адресуем управляющий регистр
MOV AL,AH ;помещаем старший байт в AL
OUT DX,AL ;посылаем старший байт
RET
SET_CURSOR ENDP