Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Вывод на терминал - Установка цветов для точечной графики. Часть 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Высокий уровень.
Когда цветной дисплей работает в графическом режиме, то Бейсик
обрабатывает оператор COLOR по другому, чем в текстовом режиме.
Сначала идет фоновый цвет, в виде числа от 0 до 15, а затем идет
номер палетты 0 или 1. Например, COLOR 2,1 устанавливает зеленый
фоновый цвет (#2) для всего экрана и активизирует палетту 1.
После этого три возможных основных цвета указываются их номерами
в палетте: 1 - циан, 2 - магента и 3 - белый (сравните с операто-
ром PAINT). Чтобы выключить цвет в режиме умеренного разрешения
напишите SCREEN ,1. Отметим, что использование только черного и
белого цветов в режиме умеренного разрешения не приводит к эко-
номии памяти. PCjr использует оператор COLOR таким образом только
в режиме SCREEN 1. Для режимов от SCREEN 3 до SCREEN 6 формат
этого оператора COLOR основной,фоновый. При этом основной цвет -
это число в диапазоне от 1 до 15 в 16-цветном режиме и от 1 до 3
- в 4-цветном. Он не должен быть равным 0, который всегда исполь-
зуется в качестве фонового цвета.
Имеются специальные операторы для установки регистров палетты:
PALETTE и PALETTE USING. PALETTE устанавливает цвет соответствую-
щий любому атрибуты. Например, PALETTE 9,11 приводит к тому, что
точки нарисованные с цветом палетты 9 (обычно светлосиний) будут
выведены в цвете 11 (светлый циан). Чтобы изменить установку всех
регистров палетты к их первоначальному значению, т.е. чтобы ре-
гистр 0 содержал 0, регистр 12 - 12 и т.д. надо написать просто
PALETTE. Отметим, что в режимах SCREEN 4 и SCREEN 6 регистры
палетты инициализируются таким образом, чтобы атрибуты цветов 1-3
были такими же, как для палетты 1 на цветном графическом дисплее.
Это делается в целях совместимости.
Все 16 регистров палетты могут быть установлены одним операто-
ром PALETTE USING. PALETTE USING направляет содержимое 16-эле-
ментного целого массива в регистры палетты. Имея несколько таких
массивов программа может быстро переключать различные схемы цве-
тов. Каждый элемент массива должен быть числом в диапазоне от 0
до 15, или -1, в последнем случае соответствующий регистр не
изменяется. Например, для обращения привычной схемы цветов соз-
дайте массив, в котором ARRAYNAME(0) = 15, ARRAYNAME(1) = 14 и
т.д. Затем напишите PALETTE USING ARRAYNAME(0) и содержимое мас-
сива ARRAYNAME будет передано в регистры палетты. 0 индицирует
начальную позицию в массиве, с которой надо брать данные посылае-
мые в регистры. Могут использоваться более длинные массивы, из
которых данные могут браться начиная с любой точки, при условии
что до конца массива еще есть 16 элементов. PALETTE USING ARRAY-
NAME(12) будет брать данные, начиная с 12-го байта массива. Отме-
тим, что оператор PALETTE USING работает как в текстовом, так и в
графическом режимах. Вот пример:
100 DEF INT A-Z 'все переменные целые
110 DIM SCHEME1(16) 'массив для схемы цветов #1
120 DIM SCHEME2(16) 'массив для схемы цветов #2
130 DATA 3,5,9,2,4,12,15,1,6,7,14,13,8,11,10,0
140 DATA 0,11,13,7,1,12,2,5,10,8,14,6,15,4,9,3
150 FOR N = 0 TO 15 'для каждого регистра палетты
160 READ Q 'прочитать код цвета
170 SCHEME1(N) = Q 'и поместить его в массив
180 NEXT '
190 FOR N = 0 TO 15 'то же самое со вторым массивом
200 READ Q '
210 SCHEME2(N) = Q '
220 NEXT '
230 PALETTE USING SCHEME1(0) 'установка регистров
.
500 PALETTE USING SCHEME2(0) 'меняем их посреди программы
Средний уровень.
Функция BH прерывания 10H устанавливает как фоновый цвет, так
и цвета палетты - но не одновременно. Для установки фонового
цвета надо поместить в BH 0, а затем код цвета от 0 до 15 в BL.
Для установки палетты надо поместить в BH 1, а в BL 0 или 1. В
данном примере устанавливается цвет фона циан и выбирается палет-
та 0:
;---установка цвета фона и палетты
MOV AH,0BH ;функция установки цвета
MOV BH,0 ;сначала устанавливаем фоновый цвет
MOV BL,3 ;код циана
INT 10H ;установка цвета
MOV BH,1 ;теперь устанавливаем палетту
MOV BL,1 ;выбираем палетту 1
INT 10H ;устанавливаем палетту
На PCjr эта функция работает точно так же в 4-цветном режиме,
устанавливая регистры 1-3 в одну из схем цветов, используемых
цветным адаптером. В 2-цветном режиме 0 в BL соответствует белому
цвету, как цвету 1, а 1 - черному. Эта функция не влияет на наз-
начения, используемые в 16-цветном режиме. Однако во всех случаях
фоновый цвет может быть установлен засылкой в BH 0, а в BL - кода
цвета.
Низкий уровень.
Для цветного адаптера мы можем получить доступ к "регистру
выбора цвета" через порт 3D9H. В графических режимах этот регистр
действует по-другому, чем в текстовых (описанных в [4.1.3]). Биты
0-3 содержат информацию о фоновом цвете в обычном формате (соот-
ветственно синий, зеленый икрасный компоненты и интенсивность).
Бит 5 выбирает палетту, когда этот бит равен 0, то палетта номер
0. В графических режимах остальные биты не имеют значения. Этот
регистр только для записи, поэтому Вы должны указывать информацию
и о фоновом цвете и о палетте, при изменении любого из них.
MOV DX,3D9H ;адрес регистра выбора цвета
MOV AL,00100110B ;цепочка битов для циана и палетты 1
OUT DX,AL ;посылаем ее
Поскольку они используют регистры палетты, то этот пример
неприменим ни к PCjr ни к EGA. Для них надо просто загрузить
требуемые значения в эти регистры. У PCjr эти регистры нумеруются
от 10H до 1FH. Доступ ко всем регистрам осуществляется через один
порт с адресом 3DAH. Любое новое значение принимаемое этим портом
воспринимается адресным регистром. Поэтому надо послать сначала
номер регистра, а затем код цвета для этого регистра. Чтобы быть
уверенным, что порт ожидает номер регистра надо прочитать из
него. Например, чтобы поместить яркосиний цвет (1001) в регистр
палетты 2:
;---помещаем код яркосинего цвета в регистр палетты 2
MOV DX,3DAH ;адрес массива ворот дисплея
IN AL,DX ;читаем из него
MOV AL,12H ;номер регистра
OUT DX,AL ;посылаем номер регистра
MOV AL,00001001B ;код яркосинего цвета
OUT DX,AL ;посылаем цвет
У EGA адрес порта доступа к регистрам палетты - 3C0H, а регистры
нумеруются от 00 до 0FH. Надо прочитать из порта 3DAH (а не
3C0H), чтобы быть уверенным, что ожидается номер регистра. Когда
к EGA присоединен улучшенный цветной дисплей и переключатели
установлены соответствующим образом, то в регистры помещаются
6-битные значения.