Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Главы 2-4 - Область видимости
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.1.1 Область видимости
Описанием определяется область видимости имени. Это значит, что имя может использоваться только в определенной части текста программы. Если имя описано в функции (обычно его называют "локальным именем"), то область видимости имени простирается от точки описания до конца блока, в котором появилось это описание. Если имя не находится в описании функции или класса (его обычно называют "глобальным именем"), то область видимости простирается от точки описания до конца файла, в котором появилось это описание. Описание имени в блоке может скрывать описание в объемлющем блоке или глобальное имя; т.е. имя может быть переопределено так, что оно будет обозначать другой объект внутри блока. После выхода из блока прежнее значение имени (если оно было) восстанавливается. Приведем пример:int x; // глобальное x
void f()
{
int x; // локальное x скрывает глобальное x
x = 1; // присвоить локальному x
{
int x; // скрывает первое локальное x
x = 2; // присвоить второму локальному x
}
x = 3; // присвоить первому локальному x
}
int* p = &x; // взять адрес глобального x
В больших программах не избежать переопределения имен. К сожалению, человек легко может проглядеть такое переопределение. Возникающие из-за этого ошибки найти непросто, возможно потому, что они достаточно редки. Следовательно, переопределение имен следует свести к минимуму. Если вы обозначаете глобальные переменные или локальные переменные в большой функции такими именами, как i или x, то сами напрашиваетесь на неприятности.
Есть возможность с помощью операции разрешения области видимости :: обратиться к скрытому глобальному имени, например:
int x;
void f2()
{
int x = 1; // скрывает глобальное x
::x = 2; // присваивание глобальному x
}
Возможность использовать скрытое локальное имя отсутствует.
Область видимости имени начинается в точке его описания (по окончании описателя, но еще до начала инициализатора - см. $$R.3.2). Это означает, что имя можно использовать даже до того, как задано его начальное значение. Например:
int x;Такое присваивание недопустимо и лишено смысла. Если вы попытаетесь транслировать эту программу, то получите предупреждение: "использование до задания значения". Вместе с тем, не применяя оператора ::, можно использовать одно и то же имя для обозначения двух различных объектов блока. Например:
void f3()
{
int x = x; // ошибочное присваивание
}
int x = 11;Переменная y инициализируется значением глобального x, т.е. 11, а затем ей присваивается значение локальной переменной x, т.е. 22. Имена формальных параметров функции считаются описанными в самом большом блоке функции, поэтому в описании ниже есть ошибка:
void f4() // извращенный пример
{
int y = x; // глобальное x
int x = 22;
y = x; // локальное x
}
void f5(int x)Здесь x определено дважды в одной и той же области видимости.
{
int x; // ошибка
}
Это хотя и не слишком редкая, но довольно тонкая ошибка.