Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Главы 11-13 - Правильное и неправильное использование динамической информации о типе
ОГЛАВЛЕНИЕ
13.5.5 Правильное и неправильное использование динамической информации о типе
Динамическая информация о типе может использоваться во многих ситуациях, в том числе для: объектного ввода-вывода, объектно-ориентированных баз данных, отладки. В тоже время велика вероятность ошибочного использования такой информации. Известно,что в языке Симула использование таких средств, как правило, приводит к ошибкам. Поэтому эти средства не были включены в С++. Слишком велик соблазн воспользоваться динамической информацией о типе, тогда как правильнее вызвать виртуальную функцию. Рассмотрим в качестве примера класс Shape из $$1.2.5. Функцию rotate можно было задать так:void rotate(const Shape& s)Если для переключателя по типу поля мы используем динамическую информацию о типе, то тем самым нарушаем в программе принцип модульности и отрицаем сами цели объектно-ориентированного программирования. К тому же это решение чревато ошибками: если в качестве параметра функции будет передан объект производного от Circle класса, то она сработает неверно (действительно, вращать круг (Circle)
// неправильное использование динамической
// информации о типе
{
if (ref_type_info(s)==static_type_info(Circle)) {
// для этой фигуры ничего не надо
}
else if (ref_type_info(s)==static_type_info(Triangle)) {
// вращение треугольника
}
else if (ref_type_info(s)==static_type_info(Square)) {
// вращение квадрата
}
// ...
}
нет смысла, но для объекта, представляющего производный класс, это может потребоваться). Опыт показывает, что программистам, воспитанным на таких языках как С или Паскаль, трудно избежать этой ловушки. Стиль программирования этих языков требует меньше предусмотрительности, а при создании библиотеки такой стиль можно просто считать небрежностью.
Может возникнуть вопрос, почему в интерфейс с системой динамической информации о типе включена условная операция приведения ptr_cast(), а не операция is_base(), которая непосредственно определяется с помощью операции has_base() из класса Type_info. Рассмотрим такой пример:
void f(dialog_box& db)
{
if (is_base(&db,dbox_w_str)) { // является ли db базовым
// для dbox_w-str?
dbox_w_str* dbws = (dbox_w_str*) &db;
// ...
}
// ...
}
Решение с помощью ptr_cast ($$13.5) более короткое, к тому же здесь явная и безусловная операция приведения отделена от проверки в операторе
if, значит появляется возможность ошибки, неэффективности и даже неверного результата. Неверный результат может возникнуть в тех редких случаях, когда система динамической идентификации типа распознает, что один тип является производным от другого, но транслятору этот факт неизвестен, например:
class D;
class B;
void g(B* pb)
{
if (is_base(pb,D)) {
D* pb = (D*)pb;
// ...
}
// ...
}
Если транслятору пока неизвестно следующее описание класса D:
class D : public A, public B {
// ...
};
то возникает ошибка, т.к. правильное приведение указателя pb к D* требует изменения значения указателя. Решение с операцией ptr_cast() не сталкивается с этой трудностью, поскольку эта операция применима только при условии, что в области видимости находятся описания обеих ее параметров. Приведенный пример показывает, что операция приведения для неописанных классов по сути своей ненадежна, но запрещение ее существенно ухудшает совместимость с языком С.