Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Вступление, глава 1 - Множественное наследование

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.5.3 Множественное наследование

Если класс A является базовым классом для B, то B наследует атрибуты A. т. е. B содержит A плюс еще что-то. С учетом этого становится очевидно, что хорошо, когда класс B может наследовать из двух базовых классов A1 и A2. Это называется множественным наследованием.

Приведем некий типичный пример множественного наследования. Пусть есть два библиотечных класса displayed и task. Первый представляет задачи, информация о которых может выдаваться на экран с помощью некоторого монитора, а второй - задачи, выполняемые под управлением некоторого диспетчера. Программист может создавать собственные классы, например, такие:

       class my_displayed_task: public displayed, public task
       {
          // текст пользователя
       };

       class my_task: public task {
          // эта задача не изображается
          // на экране, т. к. не содержит класс displayed
          // текст пользователя
       };

       class my_displayed: public displayed
       {
          // а это не задача           // т. к. не содержит класс task
          // текст пользователя
       };

Если наследоваться может только один класс, то пользователю доступны только два из трех приведенных классов. В результате либо получается дублирование частей программы, либо теряется гибкость, а, как правило, происходит и то, и другое. Приведенный пример проходит в С++ безо всяких дополнительных расходов времени и памяти по сравнению с программами, в которых наследуется не более одного класса. Статический контроль типов от этого тоже не страдает.

Все неоднозначности выявляются на стадии трансляции:

         class task
         {
         public:            void trace ();
           // ...          };

         class displayed
         {
         public:            void trace ();
           // ...          };

         class my_displayed_task:public displayed, public task
         {
           // в этом классе trace () не определяется
         };

         void g ( my_displayed_task * p )
         {
           p -> trace ();  // ошибка: неоднозначность
         }

В этом примере видны отличия С++ от объектно-ориентированных диалектов языка Лисп, в которых есть множественное наследование. В этих диалектах неоднозначность разрешается так: или считается существенным порядок описания, или считаются идентичными объекты с одним и тем же именем в разных базовых классах, или используются комбинированные способы, когда совпадение объектов доля базовых классов сочетается с более сложным способом для производных классов. В С++ неоднозначность, как правило, разрешается введением еще одной функции:

      class my_displayed_task:public displayed, public task
      {
          // ...       public:           void trace ()
          {
            // текст пользователя
            displayed::trace ();  // вызов trace () из displayed
            task::trace ();       // вызов trace () из task
          }
          // ...      };

void g ( my_displayed_task * p )
    {
       p -> trace ();  // теперь нормально
    }