Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Вступление, глава 1 - Множественное наследование
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.5.3 Множественное наследование
Если класс A является базовым классом для B, то B наследует атрибуты A. т. е. B содержит A плюс еще что-то. С учетом этого становится очевидно, что хорошо, когда класс B может наследовать из двух базовых классов A1 и A2. Это называется множественным наследованием.
Приведем некий типичный пример множественного наследования. Пусть есть два библиотечных класса displayed и task. Первый представляет задачи, информация о которых может выдаваться на экран с помощью некоторого монитора, а второй - задачи, выполняемые под управлением некоторого диспетчера. Программист может создавать собственные классы, например, такие:
class my_displayed_task: public displayed, public task
{
// текст пользователя
};
class my_task: public task {
// эта задача не изображается
// на экране, т. к. не содержит класс displayed
// текст пользователя
};
class my_displayed: public displayed
{
// а это не задача // т. к. не содержит класс task
// текст пользователя
};
Если наследоваться может только один класс, то пользователю доступны только два из трех приведенных классов. В результате либо получается дублирование частей программы, либо теряется гибкость, а, как правило, происходит и то, и другое. Приведенный пример проходит в С++ безо всяких дополнительных расходов времени и памяти по сравнению с программами, в которых наследуется не более одного класса. Статический контроль типов от этого тоже не страдает.
Все неоднозначности выявляются на стадии трансляции:
class task
{
public: void trace ();
// ... };
class displayed
{
public: void trace ();
// ... };
class my_displayed_task:public displayed, public task
{
// в этом классе trace () не определяется
};
void g ( my_displayed_task * p )
{
p -> trace (); // ошибка: неоднозначность
}
В этом примере видны отличия С++ от объектно-ориентированных диалектов языка Лисп, в которых есть множественное наследование. В этих диалектах неоднозначность разрешается так: или считается существенным порядок описания, или считаются идентичными объекты с одним и тем же именем в разных базовых классах, или используются комбинированные способы, когда совпадение объектов доля базовых классов сочетается с более сложным способом для производных классов. В С++ неоднозначность, как правило, разрешается введением еще одной функции:
class my_displayed_task:public displayed, public task
{
// ... public: void trace ()
{
// текст пользователя
displayed::trace (); // вызов trace () из displayed
task::trace (); // вызов trace () из task
}
// ... };void g ( my_displayed_task * p )
{
p -> trace (); // теперь нормально
}