Энциклопедия Turbo Pascal. Главы 1-4 - Циклическая очередь
ОГЛАВЛЕНИЕ
Циклическая очередь
spos 2
1 Queue ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
at Start-up ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos 3
spos 2
4 Qstore('A') ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦A ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos 3
spos 2
4 Qstore('B') ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦A ¦B ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos 3
spos 2
5 Qreirieve ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦A ¦B ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos 3
spos 2
5 Qreirieve ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦A ¦B ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos 3
spos 2
4 Qstore('C') ---T--T--T--T--T--T--T--T--T--T--¬
¦A ¦B ¦C ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--+--+--+--+--+--+--+--+--+--+-- rpos .
Рис.5. Указатель поиска преследует указатель свободного места в очереди:
1 - очередь в исходном положении;
2 - указатель свободного места в очереди;
3 - указатель следующего выбираемого элемента;
4 - процедура постановки в очередь;
5 - функция выборки из очереди.
{ простое планирование предписаниями }
procram MiniScheduler;
uses Grt;
const
MAX_EVENT = 100;
type
EvtType = string[80];
var
event: array[1..MAX_EVENT] of EvtType;
spos, rpos, t: integer;
ch:char;
done:boolean;
{ добавить в очередь }
procedure Qstore(q:EvtType);
begin
if spos=MAX_EVENT then
WriteLn('List full')
else
begin
event[spos] := q;
spos := spos+1;
end;
end; { конец процедуры постановки в очередь }
{ выборка объекта из очереди }
function Qretrieve:EvtType;
begin
if rpos=spos then
begin
WriteLn('No appointments scheduled.);
Qretrieve := '';
end else
begin
rpos := rpos+1;
Qretrieve := event[rpos-1];
end;
end; { конец функции выборки элемента из очереди }
{ ввести предписание в планировщик }
procedure Enter;
var
s: string[80];
begin
repeat
Write('Enter appointment',spos+1, ':');
ReadLn(s);
WriteLn;
if Length(s)<>0 then Qstore(s);
until Length(s)=0;
end; { конец процедуры ввода }
{ вывести предписание }
procedure Review;
var
t: integer;
begin
for t:=rpos to spos-1 do WriteLn(t+1,':',event[t]);
end; { конец процедуры вывода }
{ активизировать предписание }
procedure Periorm;
var
s:string[80];
begin
s:=Qretrieve; { получить следующее предписание }
if Length(s)<>0 then WriteLn(s);
end; { конец процедуры активизации предписаний }
begin { начало планировщика }
for t:= 1 to MAX_EVENT do event[t]:=''; { инициализация
событий}
spos:=0; rpos:=0; done:=FALSE;
repeat
Write('Enter,Review, Pertorm,Quit: ');
ch:= ReadKey;
WriteLn;
Case upcase(ch) of
'E':Enter;
'R':Review;
'P':Perform;
'Q':done:=TRUE;
end;
until done=TRUE;
end.
При чтении предыдущего раздела вы возможно подумали об улучшении программы планирования предписаниями. Вместо остановки программы по достижению предела массива, который используется под очередь, можно указатель постановки в очередь и указатель выборки из очереди вернуть на начало массива. В этом случае в очередь можно добавлять любое число элементов в то время как элементы будут также выбираться из очереди. Такая очередь называется циклической, поскольку теперь массив используется не как линейный список, а как циклический список.
Для создания циклической очереди в программе планирования предписаний требуется изменить подпрограммы постановки в очередь и выборки из очереди следующим образом:
procedure Qstore(q: EvtType);
begin
{ убедитесь, что имеется свободное место в очереди }
if ((spos+1=rpos) or ((spos=MAX_EVENT) AND (rpos=0))then
WriteLn('List full')
else
begin
event[spos] := q;
spos := spos+1;
if spos=MAX_EVENT then spos:=1; { возврат в начало }
end;
end; { конец процедуры постановки в очередь }
function Qretrieve:EvtType;
begin
if rpos=MAX_EVENT then rpos:=1; { возврат в начало }
else rpos:=rpos+1;
if rpos=spos then
begin
WriteLn('Queue empty');
Qretrieve:=';';
end else
Qretrieve:=event[rpos-1];
end; { конец функции выборки из очереди }
В действительности очередь становится заполненной только в том случае, когда указатель свободного места совпадает с указателем выборки следующего элемента. В противном случае очередь будет иметь свободное место для нового элемента. Однако, это значит, что в начале программы индекс выборки должен устанавливаться не в нулевое значение, а на значение максимального числа событий. В противном случае первое обращение к процедуре постановки в очередь приведет к появлению сообщения о заполнении списка. Следует помнить, что очередь может содержать только на один элемент меньше, чем значение максимального числа событий, поскольку указатели выборки и постановки в очередь всегда должны отличаться хотя бы на единицу (в противном случае нельзя будет понять заполнена ли очередь или она пустая).
Далее рассматривается циклический массив, который используется в новой версии программы планирования. Наиболее широко циклические очереди применяются в операционных системах при буферизации информации, которая считывается или записывается на дисковые файлы или консоль. Другое широкое применение эти очереди нашли в решении задач реального времени, когда, например, пользователь может продолжать делать ввод с клавиатуры во время выполнения другой задачи. Так работают многие текстовые процессоры, когда изменяется формат параграфа или выравнивается строка. Имеется короткий промежуток времени, когда набранная на клавиатуре информация не выводится на экран до окончания другого процесса. Для достижения такого эффекта в программе должна предусматриваться постоянная проверка ввода с клавиатуры в ходе выполнения другого процесса. При вводе некоторого символа его значение должно быстро ставиться в очередь и процесс должен продолжаться. После завершения процесса набранные символы выбираются из очереди и обрабатываются обычным образом.
Для того, чтобы понять, как это можно сделать с помощью циклической очереди, рассмотрим следующую простую программу, состоящую из двух процессов. Первый процесс выполняет подсчет до 32 000. Второй процесс устанавливает символы в циклическую очередь по мере того как они вводятся с клавиатуры. При этом вводимые символы не будут выводиться на экран до тех пор, пока не будет введена точка с запятой. Вводимые символы не будут выводиться на экран, поскольку первый процесс будет иметь более высокий приоритет до тех пор, пока вы не введете точку с запятой или пока счетчик не достигнет максимального значения. Затем из очереди будут выбраны введенные символы и выведены на экран.
{ программа, иллюстрирующая применение циклической очереди }
program KeyBuffer;
uses Crt, Dos;
const
MAX_EVENT = 10;
type
EvtType = char;
var
event: array[1..MAX_EVENT] of EvtType;
spos, rpos, t: integer;
ch: char;
{ поместить объект в очередь }
procedure Qstore(q:EvtType);
begin
2 { убедиться, что в очереди имеется свободное место}
if ((spos+1=rpos) or ((spos=MAX_EVENT) AND (rpos=0))then
WriteLn('List full')
else
begin
event[spos]:=q;
spos:=spos+1;
if spos=MAX_EVENT then spos:=1; { вернуться в начало
очереди }
end;
end; { конец процедуры постановки в очередь }
{ выборка объекта из очереди }
function Qretrieve:EvtType;
begin
if rpos=MAX_EVENT then rpos:=1; { вернуться в начало
очереди }
else rpos:=rpos+1;
if rpos=spos then
begin
WriteLn('Queue empty');
Qretrieve:=';';
end else
begin
Qretrieve:= event[rpos-1];
end;
end; { конец функции выборки объекта из очереди }
begin { буфер набранных с помощью клавиатуры символов }
spos := 0;
rpos := MAX_EVENT;
{ установить переменную "ch" на начальное значение,
отличное от точки с запятой }
ch:=' ';
t := 1;
repeat
if KeyPressed then
begin
ch := ReadKey;
Qstore(ch);
end;
t:=t+1;
write(t); write(' ');
until (t=32000) or (ch=';');
{ вывести содержимое буфера введенных с клавиатуры символов }
repeat
ch:=Qretrieve;
if ch<>';' then Write(ch);
until ch = ';';
end.
Процедура "KeyPressed" делает обращение к программе операционной системы, которая возвращает значение "истина", если была нажата какая-либо клавиша, или значение "ложь", если клавиатура не использовалась.