Бьерн Страуструп - Язык программирования С++. Главы 5-7 - Разрешение неоднозначности

ОГЛАВЛЕНИЕ


6.5.2 Разрешение неоднозначности

Естественно, у двух базовых классов могут быть функции-члены с одинаковыми именами:
          class task {
             // ...
             virtual debug_info* get_debug();
          };

          class displayed {
             // ...
             virtual debug_info* get_debug();
          };
При использовании класса satellite подобная неоднозначность функций должна быть разрешена:
          void f(satellite* sp)
          {
           debug_info* dip = sp->get_debug(); //ошибка: неоднозначность
           dip = sp->task::get_debug();       // нормально
           dip = sp->displayed::get_debug();  // нормально
          }
Однако, явное разрешение неоднозначности хлопотно, поэтому для ее устранения лучше всего определить новую функцию в производном классе:
          class satellite : public task, public derived {
             // ...
             debug_info* get_debug()
             {
               debug_info* dip1 = task:get_debug();
               debug_info* dip2 = displayed::get_debug();
               return dip1->merge(dip2);
             }
          };
Тем самым локализуется информация из базовых для satellite классов. Поскольку satellite::get_debug() является переопределением функций get_debug() из обоих базовых классов, гарантируется, что именно она будет вызываться при всяком обращении к get_debug() для объекта типа satellite.

Транслятор выявляет коллизии имен, возникающие при определении одного и того же имени в более, чем одном базовом классе. Поэтому программисту не надо указывать какое именно имя используется, кроме случая, когда его использование действительно неоднозначно. Как правило использование базовых классов не приводит к коллизии имен. В большинстве случаев, даже если имена совпадают, коллизия не возникает, поскольку имена не используются непосредственно для объектов производного класса.

Аналогичная проблема, когда в двух классах есть функции с одним именем, но разным назначением, обсуждается в $$13.8 на примере функции draw() для классов Window и Cowboy.

Если неоднозначности не возникает, излишне указывать имя базового класса при явном обращении к его члену. В частности, если множественное наследование не используется, вполне достаточно использовать обозначение типа "где-то в базовом классе". Это позволяет программисту не запоминать имя прямого базового класса и спасает его от ошибок (впрочем, редких), возникающих при перестройке иерархии классов. Например, в функции из $$6.2.5

         void manager::print()
         {
           employee::print();
           // ...
         }
предполагается, что employee - прямой базовый класс для manager. Результат этой функции не изменится, если employee окажется косвенным базовым классом для manager, а в прямом базовом классе функции
 print() нет. Однако, кто-то мог бы следующим образом перестроить классы:
         class employee {
           // ...
           virtual void print();
         };

         class foreman : public employee {
           // ...
           void print();
         };

         class manager : public foreman {
           // ...
           void print();
         };
Теперь функция foreman::print() не будет вызываться, хотя почти наверняка предполагался вызов именно этой функции. С помощью небольшой хитрости можно преодолеть эту трудность:
         class foreman : public employee {
           typedef employee inherited;
           // ...
           void print();
         };

         class manager : public foreman {
           typedef foreman inherited;
           // ...
           void print();
         };

         void manager::print()
         {
           inherited::print();
           // ...
         }
Правила областей видимости, в частности те, которые относятся к вложенным типам, гарантируют, что возникшие несколько типов inherited не будут конфликтовать друг с другом. В общем-то дело вкуса, считать решение с типом inherited наглядным или нет.