Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Таймеры и звук - Генерация звука одновременно с другими действиями
ОГЛАВЛЕНИЕ
2.2.3 Генерация звука одновременно с другими действиями.
Для программистов на Бейсике различие между этим и предыдущим
разделом совершенно несущественно. Но программисты на ассемблере
должны использовать совершенно другой метод. Поскольку микросхема
таймера 8253 работает независимо от процессора, то очень просто
генерировать звук, который издается одновременно с выполнением
других операций. Вы должны просто запрограммировать канал 2 этой
микросхемы для генерации определенной частоты, а затем перепрог-
раммировать микросхему для выключения звука.
Высокий уровень.
Оператор SOUND в Бейсике не позволяет генерировать звук однов-
ременно с другими действиями, но оператор PLAY - позволяет если
ему это задать. За оператором PLAY должна следовать строка, кото-
рая сообщает какие ноты долны быть сыграны, какой длительности, а
также другие характеристики. Детали командной строки PLAY обсуж-
даются в [2.2.5]. Если строка содержит буквы MB (фоновая музыка),
то строка помещается в специальный буфер и выполняется одновре-
менно с другими программными действиями. Напротив, MF (музыка на
переднем плане) останавливает все программные операции до тех
пор, пока вся строка не будет исполнена. Вот как исполнить одну
ноту A (ля) в фоновом режиме:
100 PLAY "MB A" 'исполняется нота ля...
110 ...... 'и следующие операторы программы
Отметим, что в фоновом режиме, оператор X = PLAY(0) возвращает
число нот (до 32), которое осталось сыграть. В многоканальном
режиме на PCjr возвращается число нот в буфере данного канала
(0-2), номер которого указан в скобках.
Низкий уровень.
Просто пошлите счетчик в канал 2, как объяснено в [2.1.1].
Микросхема должна быть предварительно разрешена через порт B
микросхемы интерфейса с периферией 8255 (адрес 61H). Вычислите
требуемое значение счетчика для задвижки, разделив 1.19 миллионов
на требуемую частоту в герцах. Звук будет продолжаться до тех
пор, пока не будут закрыты ворота канала 2. Поэтому Вы должны
сбросить бит 1 порта B в 0, иначе звук будет продолжаться беско-
нечно и может быть прекращен только перезагрузкой компьютера. Для
точного регулирования длительности звука можно использовать счет-
чик времени суток BIOS, как указано в [2.1.6]. В данном примере
генерируется частота 440 герц. Звук прекращается после нажатия
любой клавиши на клавиатуре.
;---рарешение канала 2 установкой порта B микросхемы 8255
PORT_B EQU 61H ;установка адреса порта B
IN AL,PORT_B ;чтение его значения
OR AL,3 ;установка двух младших битов
OUT PORT_B,AL ;посылаем байт в порт B
;---установка регистров ввода/вывода
COMMAND_REG EQU 43H ;адрес командного регистра
CHANNEL_2 EQU 42H ;адрес канала 2
MOV AL,10110110B ;цепочка битов для канала 2
OUT COMMAND_REG,AL ;засылка в командный регистр
;---засылка счетчика в задвижку
MOV AX,2705 ;счетчик = 1190000/440
OUT CHANNEL_2,AL ;посылаем младший байт
MOV AL,AH ;сдвигаем младший байт в AL
OUT CHANNEL_2,AL ;посылаем старший байт
;---ждем нажатия клавиши
MOV AH,1 ;номер функции прерывания 21H
INT 21H ;вызываем прерывание
;---выключение звука
IN AL,PORT_B ;получаем байт из порта B
AND AL,11111100B ;сбрасываем два младших бита
OUT PORT_B,AL ;посылаем байт обратно