Справочник программиста на персональном компьютере фирмы IBM. Ввод/вывод - Получение данных
ОГЛАВЛЕНИЕ
7.1.7 Получение данных.
Коммуникационная программа готова принимать данные как только
инициализирован коммуникационный порт [7.1.2] и установлена связь
с удаленной станцией [7.1.5]. Прием данных никогда полностью не
отделен от передачи данных, поскольку программе может потребо-
ваться послать сигнал XOFF (ASCII 19), чтобы остановить поток
данных, если они поступают слишком быстро и она не успевает их
обрабатывать. Код XON (ASCII 17) сообщает удаленной станции, что
можно продолжить передачу. Отметим, что PCjr не может принимать
данные во время дисковых операций; чтобы снять это ограничение
можно использовать XON и XOFF.
В зависимости от сложности используемого протокола обмена,
принимаемые данные могут требовать простой или сложной обработки.
Может быть получен один из набора управляющих кодов, приведенных
в [7.1.9]. Те из них, которые являются ограничителями данных чаще
обнаруживаются при синхронном обмене. При выводе получаемых сим-
волов на экран учитывайте влияние символов перевода строки (ASCII
10), поскольку некоторые языки (включая Бейсик) автоматически
вставляют перевод строки после возврата каретки; в этом случае
исключайте переводы строки из принимаемых данных, чтобы избежать
пустых строк при выводе. На рис. 7-2 показана коммуникационная
процедура, включающая также код передачи, обсуждаемый в [7.1.6].
Высокий уровень.
Для коммуникационной процедуры, написанной на интерпретируемом
Бейсике, время очень существенно. Обработка медленна, поэтому
если процедура приема неверно сконструирована, то входной буфер
может заполниться (т.е. произойдет переполнение) в то время как
программа еще будет анализировать ранее полученные данные. Оче-
видным решением этой проблемы является максимально возможный
размер буфера. При загрузке Бейсика размер буфера ввода устанав-
ливается добавлением к команде ключа /C:. BASICA /C:1024 создает
буфер размером в 1K и это минимальное число для скорости обмена
1200 бод (сложным процедурам может понадобиться 4096 байт). По
умолчанию используется размер буфера равный 256 байтам и такой
буфер имеет то преимущество, что он может быть целиком помещен в
одну символьную переменную. Такой размер буфера можно использо-
вать только при скорости обмена 300 бод и ниже.
Бейсик читает из буфера с помощью оператора INPUT$ (можно
использовать также INPUT# и LINE INPUT#, но INPUT$ более гибок).
Этот оператор имеет форму INPUT$(числобайт,номерфайла). Например,
INPUT$(10,#1) читает 10 байтов из коммуникационного канала, отк-
рытого как файл #1. Если размер буфера не превышает 256 байтов,
то очень удобно читать все содержимое буфера за один раз. LOC
сообщает сколько байтов данных находится в буфере в данный мо-
мент. Поэтому напишите оператор INPUT$(LOC(1),#1) и в S$ будут
записаны все данные с момента последнего доступа к буферу. Конеч-
но, если LOC(1) = 0, то буфер пуст и процедура должна ожидать
пока данные будут получены. Отметим, что EOF(1) также можно ис-
пользовать для проверки состояния буфера, так как эта функция
возвращает -1 если буфер пуст и 0, если там есть хотя бы один
символ.
После того как данные записаны в S$ программа должна проверить
не содержатся ли там управляющие коды. Функция INSTR выполняет
эту задачу быстрее всего. Напомним, что ее параметрами являются
сначала позиция, с которой надо вести поиск в строке, затем имя
строки и, наконец, символ (или строка) который ищется. Чтобы
найти символ XOFF (ASCII 19) оператор должен иметь вид
INSTR(1,S$,CHR$(19)). Чтобы найти второе появление нужного управ-
ляющего символа повторите поиск в строке, начиная с символа,
следующего за позицией, в которой найден первый.
Обычно процедура ввода исключает большинство управляющих сим-
волов из принимаемых данных, с тем чтобы они нормально выглядели
при выводе. Затем данные выводятся на экран, пересылаются в дру-
гое место в памяти, а иногда записываются на диск или выводятся
на принтер. В процессе всей этой деятельности программа должна
постоянно возвращаться к просмотру не поступили ли новые данные.
Если оказалось, что буфер заполняется слишком быстро, то програм-
ма может послать сигнал XOFF, останавливая поток данных. Затем,
после того как полученные данные буду декодированы, можно снова
разрешить передачу данных. Конечно, необходимо чтобы протокол
обмена поддерживал XON и XOFF. Программы, написанные на интерпре-
тируемом Бейсике, обычно могут использовать XON/XOFF для установ-
ления соответствия скоростей при приеме данных, но при передаче
данных такая программа часто не может достаточно быстро отреаги-
ровать на получение сигнала XOFF..
.
500 '''здесь находится процедура передачи (см. [7.1.6])
.
.
600 IF LOC(1)>100 THEN XOFF = 1: PRINT #1,CHR$(19)
610 C$ = INPUT$(LOC(1),#1) 'читаем содержимое буфера
620 '''выделяем из данных управляющие символы
630 IF INSTR(1,C$,CHR$(19))>0 THEN 800 'получен XOFF
640 IF INSTR(1,C$,CHR$(17))>0 THEN 900 'получен XON
.
(здесь удаляются ненужные управляющие символы
.
700 PRINT C$ 'выводим данные на экран
710 IF LOC(1) > 0 THEN 600 'если получены данные, то читаем их
720 IF XOFF = 1 THEN XOFF = 0: PRINT #1,CHR$(17)
.
.
800 'реакция на XOFF
.
900 'реакция на XON
Если функция LOF применяется к коммуникационному порту, то она
возвращает количество свободного места, оставшееся в буфере вво-
да. Например, если COM1 открыт как #1, то LOF(1) сообщит свобод-
ного пространства. Это может быть полезно для определения, что
буфер почти полон. Отметим, однако, что оператор LOC возвращает
позицию указателя в буфере и это значение может быть использовано
для той же цели. Например, если COM1 открыт как #3, а размер
буфера ввода равен 256 байтам, то до тех пор, пока LOC(3) не
будет равен 256, буфер не полон.