Сравнение кодеров MPEG
ОГЛАВЛЕНИЕ
Первая проблема, которая беспокоит практически всех любителей видео - качество преобразованного в MPEG-2 изображения. Вопрос, почему качество преобразованного в MPEG-2 видео так заметно отличается от качества оригинальных DVD видео дисков, задается с завидным постоянством. Ответ на этот вопрос тоже известен - такие фильмы кодируются в MPEG-2 на аппаратных и очень дорогих кодерах, а в качестве источника используется несжатое видео. Кроме этого, для коммерческих DVD-Video дисков используются исходные материалы, видео или кино, великолепного качества - "шум" минимален, съемки ведутся со штативов, и т.д. и т.п. Поэтому в профессиональных съемках изменений информации от кадра к кадру очень мало по сравнению с любительскими съемками. Это и позволяет получать MPEG поток высокого качества даже при низких bitrate. В любительском видео в большинстве случаев для создания MPEG-2 видео используется компрессированный видеоматериал (DV, например) и программный (или дешевый аппаратный) кодировщик в MPEG-2, поэтому результаты просмотра созданных таким образом DVD видео дисков часто разочаровывают их авторов.
Экран параметров кодирования Canopus ProCoder |
Тест первый - прикидка
На самом деле более никаких тестов и не планировалось, но результаты первого теста потребовали продолжения, о котором и будет рассказано ниже. Итак, мы выбрали три самых известных кодера на рынке плюс Canopus ProCoder:
Для анализа полученных MPEG-2 файлов использовалась программа BitRate Viewer версии 1.5.002.
Первый тест мы задумали как визуальное сравнение качества работы кодеров. В качестве исходного был взят любительский DV видеоклип длительностью 5 минут 40 секунд, изобилующий всяческими переходами, наездами, эффектами картинка в картинке и т.п. Такой клип очень невыгоден для перевода в MPEG-2 с относительно невысоким bitrate, поскольку изображение постоянно и существенно меняется. Параметры кодирования были установлены следующими:
-
Максимальный bitrate - 9200
-
Номинальный или средний bitrate - 6000
-
Минимальный bitrate - 200 (у ProCoder и Ligos не устанавливался по причине отсутствия такого параметра)
-
DCT=8 (у Ligos не устанавливался по причине отсутствия такого параметра)
-
Вид кодирования - VBR
-
Количество проходов - 2 (у Ligos не устанавливался по причине отсутствия такого параметра)
Остальные параметры были оставлены по умолчанию. Результаты работы кодеров сведены в таблицу (Q меняется нелинейно у всех кодеров, кроме Ligos):
Кодер | Q* максимальное | Q среднее | Bitrate максимальный | Bitrate средний | Время работы в минутах *** | Размер файла (без звука) |
Canopus ProCoder MQ** | 9.01 | 6.09 | 9657 | 5754 | 136 | 236 432 585 |
Canopus ProCoder HQ** | 9.29 | 6.06 | 9854 | 5750 | 37 | 236 269 344 |
CCE | 14.74 | 7.18 | 9212 | 5859 | 10 | 240 740 456 |
TMPGEnc | 15.04 | 7.75 | 9343 | 5854 | 92 | 240 529 323 |
Ligos | 15.39 | 5.35 | 6340 | 5719 | 28 | 234 986 849 |
Примечания:
-
*Q - quantization
-
** ProCoder тестировался в режимах Highest-Quality (HQ) и Mastering-Quality (MQ). Режим Mastering-Quality рекомендуется разработчиками только для создания коммерческих DVD, поскольку процесс кодирования занимает очень большое время.
-
*** Компьютер - Pentium 4 2133 MHz (1600A на шине в 133 MHz), 512 MBytes DDR памяти, жесткие диски IBM Ericson 60 GBytes (system drive) и IBM Vancouver 80 GBytes (Video)
Далее все полученные файлы были загружены в программу Sonic DVDiT! Professional Edition 2.5.2, и к каждому файлу был приклеен Dolby Digital звук. Затем был создан DVD-Video диск с циклическим переключением клипов по кнопке Next DVD плеера и прямыми переходами к каждому клипу из меню. К одному S-VHS входу телевизора 25 мы подключили DVD плеер, к другому - цифровую видеокамеру с оригиналом клипа. Итог визуального тестирования был следующий (места расставлены в соответствии с оценками зрителей):
-
Canopus ProCoder MQ
-
Canopus ProCoder HQ
-
CCE
-
Ligos
-
TMPGEnc
В этом простом тесте нас больше всего удивило отсутствие видимой глазу разницы между оригиналом и клипом, кодированным Canopus ProCoder, причем в режиме HQ картинка на глаз не отличалась от картинки после кодирования в режиме MQ. Мы делали стоп-кадры в самых тяжелых местах клипа и тем не менее разницы практически не было. Мы решили поступить согласно поговорке Не верь глазам своим и посмотреть результаты в под лупой.